Разделение властей в правовом государстве
место
в структуре
государственного
аппарата занимает
система судебных
органов, основной
социальной
функцией которых
является
осуществление
правосудия.
Подобно тому,
как представительные
органы и органы
управления
являются носителями
соответственно
законодательной
и исполнительной
властей, система
судебных органов
выступает в
качестве
носителя судебной
власти. Это
положение
закрепляется
в конституциях
и законах ряда
современных
государств.
В современных
демократических
государствах
правосудие
функционирует
независимо
от законодательной
и исполнительной
властей и имеет
строго очерченную
в конституции
и особых законах
компетенцию.
Отправление
правосудия
как специфической
государственной
функции состоит
в наиболее
общем виде в
том, чтобы
обеспечивать
надлежащее
применение
законов путем
восстановления
как нарушенного
права, так и
нарушенного
равновесия
в гражданских
правоотношениях.
Законодательная
и исполнительная
власти находятся
у истоков
судебной власти:
они ее формируют.
Однако затем
судебная власть
одновременно
и отделяется
и возвышается,
становясь
властью особого
рода. Исходя
из этого, следует
всегда иметь
в виду, что судебная
власть не
аккумулирует
властные функции:
это лишило бы
ее главного
свойства —
служить справедливому
разрешению
споров и конфликтов,
в том числе и
тех, которые
порождаются
самими властными
структурами
в силу неправомерного
использования
власти или
законно признаваемых
за ними полномочий1.
В целом же миссия
правосудия
в обществе
заключается
в том, чтобы
быть стражем
порядка и оплотом
справедливости.
Статья 118 Конституции
РФ гласит: "Судебная
система Российской
Федерации
устанавливается
Конституцией
Российской
Федерации и
федеральным
конституционным
законом". Именно
эти законодательные
акты служат
правовой основой
формирования
системы правосудия
как самостоятельной
ветви власти,
которая могла
бы стать мощным
механизмом
применения
законодательства
и его неукоснительного
исполнения
всеми гражданами
и должностными
лицами.
Часть
2 ст. 4 Закона "О
судебной системе
Российской
Федерации"2
гласит: "В Российской
федерации
действуют
федеральные
суды, конституционные
(уставные) суды
и мировые судьи
субъектов
Российской
Федерации,
составляющие
судебную систему
Российской
Федерации".
К федеральным
судам отнесены:
Конституционный
Суд Российской
Федерации;
Верховный
Суд Российской
Федерации,
верховные
суды республик,
краевые и областные
суды, суды
городов федерального
значения, суды
автономной
области и
автономных
округов, районные
суды, военные
и специализированные
суды, составляющие
систему федеральных
судов общей
юрисдикции;
Высший
Арбитражный
Суд Российской
Федерации,
федеральные
арбитражные
суды округов,
арбитражные
суды субъектов
Российской
Федерации,
составляющие
систему федеральных
арбитражных
судов.
К судам субъектов
Российской
Федерации
— конституционные
(уставные) суды
субъектов
Российской
Федерации и
мировые судьи,
являющиеся
судьями общей
юрисдикции
субъектов
Российской
Федерации.
Суды, входящие
в единую судебную
систему Российской
Федерации,
осуществляют
свои полномочия
посредством
конституционного,
гражданского,
административного
и уголовного
судопроизводства.
Верховный
суд является
высшим судебным
органом по
гражданским,
уголовным,
административным
и иным делам
(ст. 126).
Высший Арбитражный
Суд РФ является
высшим судебным
органом по
разрешению
экономических
споров (ст. 127).
Конституционный
Суд призван
осуществлять
контроль за
всеми государственными
органами в РФ
о соответствии
Конституции
издаваемых
нормативных
актах, заключаемых
международных
договоров.
Также Конституционный
Суд решает
споры между
федеральными
органами
государственной
власти России
и органами
государственной
власти субъектов
Российской
Федерации (ст.
125).
В связи с принятием
России в Совет
Европы теперь
юрисдикция
Европейского
Суда распространяется
и на территорию
России. Это
теперь высший
судебный орган
для России и
ее граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
современной
правовой науке
принцип разделения
властей принято
относить к
основам демократического
конституционного
строя. Это значит,
что он имеет
основополагающее
значение при
решении конкретных
вопросов построения
государственного
механизма.
Назначение
принципа разделения
властей — исключить
возможность
концентрации
всей полноты
власти в руках
одного лица
или органа
путем установления
такой государственности,
при которой
различные ветви
государственной
власти могли
бы взаимно
сдерживать
друг друга.
Сферы реализации
трех ветвей
власти – законодательной,
исполнительной
и судебной -
должны быть
четко разграничены,
они не должны
быть помехой
друг другу.
Разделение
властей должно
основываться,
прежде всего,
на их сотрудничестве,
которое, однако,
сдерживало
бы каждую из
них, ставило
бы в определенные
рамки и балансировало.
Независимость
и самостоятельность
каждой из трех
ветвей власти,
и особенно
законодательной
и исполнительной,
не должны быть
препятствием
к их взаимодействию.
Больше того,
эффективная
власть невозможна
без их сотрудничества.
В современной
России принцип
разделения
властей признан,
конституционно
закреплён и
применяется
в построении
и функционировании
государственных
институтов.
Многие политики
и правоведы
называют
исполнительную
власть доминирующей
в системе
государственных
органов1.
Сильная исполнительная
власть России,
безусловно,
нужна. Но не
нужно увлекаться.
У нашей страны
достаточно
горький опыт
в этом вопросе.
Усиление
исполнительной
власти при
отсутствии
адекватного
контроля и
механизма
сдержек таит
в себе угрозу
резкого разрастания
и усиления
бюрократического
административного
аппарата. Численный
рост чиновничества,
элементарное
попрание
администрацией
основных прав
и свобод - подобные
пороки порождаются
бесконтрольностью
исполнительной
власти и подчинённого
ей аппарата
управления.
К сожалению,
все еще традиционно
слабым местом
остается в
России судебная
власть. Прокламированные
Конституцией
принципы
судоустройства
и судопроизводства
реализуются
с трудом. И в
данном случае
ощущается
противодействие
и давление со
стороны других
ветвей власти,
нередко все
еще посягающих
на независимость
суда. Явно
недостаточны
материальные,
а отчасти и
правовые гарантии,
необходимые
для того, чтобы
обеспечить
суду достойное
место в осуществлении
власти. Этот
компонент
разделения
властей неэффективен.
Самостоятельность
и особенно роль
суда в Российской
Федерации все
еще далеки от
тех, которые
присущи суду
в развитых
демократических
странах.
Проводимая
в настоящее
время в России
активная политика
на построение
правового
государства
позитивно
сказывается
на состоянии
нашего «больного»
государства.
Хочется надеяться,
что следование
правовым принципам,
присущим
демократическому
государству
позволит нашей
стране выбраться
из той пропасти,
в которой она
находится
последние
десятилетия.
Поэтому необходимо
поддерживать
уже созданный
механизм разделения
властей, механизм
сдержек и
противовесов,
позволяющий
сбалансировать
различные ветви
власти. Это —
одна из важных
гарантий продолжения
демократического
развития России.
Список использованных
материалов.
Конституция
Российской
Федерации - М,
1993 г.
Федеральный
Конституционный
закон "О судебной
системе Российской
Федерации"
от 31.12.1996, N 1-ФКЗ, НГР:
Р9606130 //Справочная
система «Эталон».
Декларация
«О государственном
суверенитете
Российской
Советской
Федеративной
Социалистической
Республики»
от 12.06.1990 г., N 22-I, НГР:
Р9000102 //Справочная
система «Эталон».
Федеральный
закон « Об общих
принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации»
от 28.08.95, N 154-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная
система «Эталон».
Федеральный
Закон «Об общих
принципах
организации
законодательных
(представительных)
и исполнительных
органов государственной
власти субъектов
Российской
Федерации»
от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная
система «Эталон».
Указ
Президента
РФ «О системе
федеральных
органов исполнительной
власти» от
14.08.96, N 1176, НГР: Р9603947Р9703038
//Справочная
система «Эталон».
Указ
Президента
РФ «О структуре
федеральных
органов исполнительной
власти» от
17.05.2000, N 867, НГР: Р0002272Р0100368
//Справочная
система «Эталон».
Алексеев
С.С. Государство
и право. М., Юридическая
литература,
1993
Гуценко
К. Ф, Ковалев
М. А. Правоохранительные
органы. М.: Зерцало,
1997
Даль
В.И. Толковый
словарь живого
великорусского
языка
Ершов
В.В.. Суд в системе
органов государственной
власти. // Государство
и право № 8, 1992
Клименко С.В.,
Чичерин А.Л.
Основы государства
и права. – М.
Зерцало, 1998.
Конституционное
(государственное)
право Российской
Федерации:
Альбом схем
/ Сост. С.В.Нарутто.
- Хабаровск:
ХГАЭП, 1998.
Кукушкин Ю.С.,
Чистяков О.И.
Очерк истории
Советской
Конституции.
– М.: Политиздат,
1987 г.
Локк
Дж. Избранные
философские
произведения.
М., 1960. т.
II.
Монтескье
Ш. Избранные
произведения.
М., 1955.
Общая
теория государства
и права. Том
1. Теория государства.
/Отв. ред. проф.
М. Н. Марченко.
М.: Издательство
"Зерцало", 1998.
Ожегов
С.И.. Толковый
словарь русского
языка
Руссо
Ж.-Ж. . Трактаты.
М., 1969.
Судебная
система России.
— М.: Дело, 2000.
Теория
государства
и права. / Под
ред. М.Н. Марченко.
– М.: ЗЕРЦАЛО,
1998.
Халипов
В.Ф. Кратология,
как система
наук о власти.
М.: Республика,
1999,
Хрестоматия
по всеобщей
истории государства
и права /Под
ред. З.М.Черниловского.
– М., 1994.
Энтин Л.М. Разделение
властей: опыт
современных
государств.
– М.: Юр.лит., 1995.
Приложение
1
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА
Источник:
Конституционное
(государственное)
право Российской
Федерации:
Альбом схем
/ Сост. С.В.Нарутто.
-Хабаровск:
ХГАЭП, 1998. - с. 20
Приложение
2
Классификация
государственных
органов (государственный
аппарат)
Источник:
С.В. Клименко,
А.Л. Чичерин
Основы государства
и права: Пособие
для поступающих
в юр. Вузы. – М.
Зерцало, - с. 32
1
Клименко С.В.,
Чичерин А.Л.
Основы государства
и права. – М.
Зерцало, 1998, с. 35
1
Халипов В.Ф.
Кратология,
как система
наук о власти.
М.: Республика,
1999, с. 7.
1
В.И.
Даль Толковый
словарь живого
великорусского
языка
2
С.И.
Ожегов. Толковый
словарь русского
языка
3
Гуценко К. Ф,
Ковалев М. А.
Правоохранительные
органы. М.: Зерцало,
1997, с. 42
4
В.В. Ершов. Суд
в системе органов
государственной
власти. // Государство
и право № 8, 1992
1
Энтин Л.М. Разделение
властей: опыт
современных
государств.
– М.: Юр.лит., 1995, с.
10.
2
Локк Дж. Избранные
философские
произведения.
М.,
1960. т.
II. с.
72.
3
Локк Дж. Избранные
философские
произведения.
М.,
1960. Т.
II. С.
79.
1
Монтескье Ш.
Избранные
произведения.
М., 1955. с. 290.
2
Там же, с. 292.
3
Там же, с. 292
4
Монтескье Ш.
Избранные
произведения.
М., 1955. с. 292.
5
Руссо Ж.-Ж. . Трактаты.
М., 1969. с. 160.
6
Хрестоматия
по всеобщей
истории государства
и права /Под
ред. З.М.Черниловского.
– М., 1994. с. 369, 378.
7
Энтин Л.М. Разделение
властей: опыт
современных
государств.
– М.: Юр.лит., 1995, с.
21
1
Энтин Л.М. Разделение
властей: опыт
современных
государств.
– М.: Юр.лит., 1995, с.
24.
2
Конституция
(Основной Закон)
Союза Советских
Социалистических
республик от
7 октября 1977 г.
//Кукушкин Ю.С.,
Чистяков О.И.
Очерк истории
Советской
Конституции.
– М.: Политиздат,
1987 г.
3
Декларация
«О государственном
суверенитете
Российской
Советской
Федеративной
Социалистической
Республики»
от 12.06.1990 г., N 22-I, НГР:
Р9000102 //Справочная
система ПК
«Эталон».
4
Энтин Л.М. Разделение
властей: опыт
современных
государств.
– М.: Юр.лит., 1995, с.
162
1
Конституция
Российской
Федерации - М,
1993 г.
2
Алексеев С.С.
Государство
и право. М., Юридическая
литература,
1993, С. 34
3
Там же, с. 35
4
Клименко С.В.,
Чичерин А.Л.
Основы государства
и права. – М.
Зерцало, 1998, с. 31
1
Общая теория
государства
и права. Том
1. Теория государства.
/Отв. ред. проф.
М. Н. Марченко.
М.: Издательство
"Зерцало", 1998,
с. 163.
2
Клименко С.В.,
Чичерин А.Л.
Основы государства
и права. – М.
Зерцало, 1998, с. 32
1
Федеральный
Закон «Об общих
принципах
организации
законодательных
(представительных)
и исполнительных
органов государственной
власти субъектов
Российской
Федерации»
от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная
система «Эталон».
2
п. 1 ст. 6 ФЗ «Об
общих принципах
организации
законодательных
(представительных)
и исполнительных
органов государственной
власти субъектов
Российской
Федерации»
от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная
система «Эталон».
1
ст. 1 ФЗ «Об общих
принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации»
от 28.08.95, N 154-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная
система «Эталон».
2
п. 3-4, ст. 15 ФЗ N 154-ФЗ
от 28.08.95.
3
Там же, ст. 22.
4
Там же, ст. 24.
5
Там же, ст. 25.
1
Теория государства
и права. / Под
ред. М.Н. Марченко.
– М.: ЗЕРЦАЛО,
1998, с. 120.
2
ст. 1. Указа Президента
РФ «О системе
федеральных
органов исполнительной
власти» от
14.08.96, N 1176, НГР: Р9603947Р9703038
//Справочная
система «Эталон».
3
Указ Президента
РФ «О структуре
федеральных
органов исполнительной
власти» от
17.05.2000, N 867, НГР: Р0002272Р0100368
//Справочная
система «Эталон».
1
п. 1 ст. 17 ФЗ «Об
общих принципах
организации
законодательных
(представительных)
и исполнительных
органов государственной
власти субъектов
Российской
Федерации»
от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная
система «Эталон».
1
Судебная система
России. — М.: Дело,
2000. с. 16.
2
Федеральный
Конституционный
закон "О судебной
системе Российской
Федерации"
от 31.12.1996, N 1-ФКЗ, НГР:
Р9606130 //Справочная
система «Эталон».
1
Например, Энтин
Л.М. Разделение
властей: опыт
современных
государств.
– М.: Юр.лит., 1995, с.
174.